Посмотреть творчество
театра Кабуки вы можете,
заказав онлайн билеты

Заказать билеты »
Новости
добавлена: 26 Ноя 2014
Си Цзиньпин: Япония не должна отрицать захватническое прошлое

Си Цзиньпинь, председатель Китайской народной республики, выступая на симпозиуме, приуроченном к 69-й годовщине победы над японскими захватчиками во время мировой войны, с призывом к Японии более ответственно подходить к оценке ...

Си Цзиньпин: Япония не должна отрицать захватническое прошлое все новости
Видео
video_teatr_teney Японский театр теней добавлена: 05 Мар 2014

все видео
Поиск
Статьи
добавлена: 15 Мар 2014

Японская кукла бунраку — игра масок и обликов

Куклы Бунраку

Известный японский театр бунраку изначально не был кукольным. В момент его создания это были бедные монахи, которым приходилось просить подаяние при помощи песнопения баллад. Сомой распространенной была баллада о Дзерури, которая известна как несчастная принцесса. Сейчас каждый спектакль носит название именно дзерури. Сама же кукла бунраку в спектаклях появилась немного позже.

Через некоторое время к монахам присоединились музыканты. Они умело аккомпанировали пению монахов при помощи трехструнного музыкального инструмента, который носил название сямисэне. Этот инструмент очень прославился своим жалостливым звучанием, напоминающим писк котенка или крик чайки. Мастера, которые занимались изготовлением сямисэне, использовали в качестве выделки резонатора кошачью шкурку.

Следующим этапом развития театра стало использование различных картинок, на которых были изображены те же герои, о которых пели монахи. Чуть погодя появились неподвижные куклы, а уже вслед за ними и актеры, которые руководили куклами.

Главная роль в древнем представлении, так же как и сейчас была отведена сказателю. Весь рассказ ведется от имени артиста Такэмото Гидайю, который и является сказателем справедливости. При этом артист с помощью голоса передает все эмоции и переживания героев. У зрителей при этом создается впечатление, что все голоса и звуки очень напряженные и как будто бы с силой выталкиваются, бурно клокочут, скрипят и скрежещут желая вырваться на свободу и все же у них это не получается в полную силу.

Основные методики звучания музыки и чтения рассказа установились еще в семнадцатом веке. В то же время куклы постоянно усовершенствовались и видоизменялись. Так, была изобретена особая техника управления куклой тремя актерами одновременно.

С годами мастерство управления куклами было доведено актерами до совершенства. Для этого не одно поколение артистов работали над усовершенствованием техники.

Описание куклы Бунраку

Кукла бунраку чаще всего состоит из головы и рук, иногда мужские силуэты могут иметь ноги. Тело же куклы заменяет деревянная рама, имеющая прямоугольную форму и сложнейшие переплетения нитей, при помощи которых актеры совершают движения рук, ног и головы. Зрители не видят эту конструкцию, так как она скрыта под одеждой куклы.Кукла Бунраку

Голова и руки, являются съемными и их подбирают в зависимости от роли. Головы кукол имеют различные способности, они могут моргать, шевелить зрачками, бровями и губами, а также показывать язык.

Руки у куклы могут сгибаться в локтях, также она может шевелить кистью и пальцами. А если же во время спектакля необходимо что-нибудь взять, или бросить актер незаметно просовывает свою руку в рукав куклы и совершает необходимые действия.

Кукла с несколькими обликами

Иногда для ролей необходимы головы, имеющие сложное строение. Так для воплощения японской легенды, где страшные оборотни предстают перед зрителями милыми девушками, нужна кукла, имеющая два лица.

Во время спектакля актер должен быстрым и ловким движением повернуть куклу наоборот и перекинуть волосы, и сразу же вместо красивой девушки, появляется лисья морда. Кроме того, некоторые куклы имеют такое строение, благодаря которому можно снять нижнюю часть лица, а под ним находиться малоприятная пасть с зубами, вырастают рога на голове либо выпучиваются огромные кровавые глаза.

Игра масками

В пьесе, где на мечах сражаются самураи, куклы имеют съемные лица. Так изначально зритель видит героя с красивыми и мужественными чертами, а после того как в бою получает травму, появляется окровавленное изувеченное лицо. А происходит все очень просто, актер поворачивает куклу спиной к зрителям либо наклоняет при этом, быстро снимает верхнюю маску.

Вся сцена и кулисы имеют черный цвет. Также и актеры, управляющие куклами, одеты в черную одежду и имеют маски на лице. Кукла достаточно большая где-то две третьих человеческого роста и управляют ею три артиста. Во время представления они плотно следуют за куклой и выполняют действия в унисон с ней и друг с другом.

Декораций используется не много, но они обычно имеют яркие цвета, благодаря чему выделяются на черном фоне. Все куклы одеты в яркую и красочную одежду, а их руки и лица покрашены белым лаком. Рядом на площадке, которая также скрыта черным полотном, находятся музыканты и рассказчик.Куклы Бунраку

Главный актер это оми-дзукай, на нем лежит задача двигать головой куклы, правой рукой и туловищем. Остальные два хидари-дзукай и аси-дзукай, двигают соответственно левой рукой и ногами.

Для того чтобы все движения куклы были максимально естественными, от актеров требуется огромный труд и понимание друг друга, тренировки занимают не один год. Говорят, что для того чтобы научится досконально выполнять шевеление ногами нужно потратить на тренировки как минимум десять лет, именно поэтому главными кукловодами могут быть только пожилые актеры.

Кукла и артист одно целое

Очень важно чтобы артист во время выступления сливался с куклой в одно целое, тогда зритель будет смотреть бунраку с замиранием и восхищением.

На одном из представлений тот актер, который руководил движениями ног, чуть замешкался, в то время когда кукла должна была встать и идти по сцене. И тогда, главный дзукай, начал в недоумении вертеть головой вправо и влево, кукла тут же повторила движения вслед за ним. После чего кукла с нетерпением выполнила жест, который призывал к действию свои ноги. После того как артист, отвечающий за движения ногами куклы, разобрался с управлением, она встала и продолжила играть свою роль.

Все движения куклы должны быть очень реалистичны, что позволяет зрителю рассмотреть не только движения рук или ног, а и достаточно четко увидеть ее мимику, шевеление губами, которые зависят от мастерства актеров управлять ею при помощи нитей.

Бунраку это грустные и серьезные спектакли. Основным сюжетом в современном спектакле, как и раньше, является борьба добра и зла, а также сложный выбор героев между своими желаниями и чувством долга. Очень часто люди поддаются общественному мнению и моральным нормам, которые существуют в каждом социальном обществе, пренебрегая своими желаниями. Окончание спектакля бунраку трагическое.

Видео: Игра кукол Бунраку

Читайте также
Синтоизм — японская национальная религия Синтоизм — японская национальная религия 14 Мар 2014

Япония на сегодняшний день является одной из самых высокоразвитых капиталистических стран. ...

Священная гора в Японии — Фудзи Священная гора в Японии — Фудзи 13 Мар 2014

Как гласит древняя легенда Японии, Фудзима возникла примерно в 286 году еще до нашей эры. ...

Изучаем японские горы — Альпы Изучаем японские горы — Альпы 01 Мар 2014

На протяжении всего своего существования, человек относился к горам с громадным уважением, и ...

Национальные костюмы Японии, Китая, Армении: сходства и различия Национальные костюмы Японии, Китая, Армении: сходства и различия 02 Мар 2014

Национальная одежда — это элемент самоидентификации народа. Изучая наряды разных стран можно ...

Национальная японская музыка и инструменты Национальная японская музыка и инструменты 04 Мар 2014

Страна Восходящего Солнца Япония имеет самобытную и неповторимую культуру. Наследие великой ...

Важные культурные ценности японцев: традиции и народный костюм Японии Важные культурные ценности японцев: традиции и народный костюм Японии 05 Мар 2014

Жители Японии, как ни одна другая нация, опекаются о сохранности своего культурного наследия ...