Посмотреть творчество
театра Кабуки вы можете,
заказав онлайн билеты

Заказать билеты »
Статьи
добавлена: 25 Фев 2021
Как производят театральные декорации

Театр начинается с вешалки, а современная постановка – с проработанных и детализированных декораций. В этой статье расскажем о том, как рождается чудо формы на сцене – как происходит изготовление декораций на заказ. Согласитесь, что ...

Как производят театральные декорации все статьи
Видео
video_teatr_teney Японский театр теней добавлена: 05 Мар 2014

все видео
Поиск

Боги и пришельцы Древнего Востока, страница №33

Геродот, который видел большинство знаменитых городов Древнего мира, восторгался величием Вавилона. Он красочно описывает город, имевший форму квадрата, защищенный массивными стенами, общая длина которых составляла пятнадцать миль, высота – восемьдесят футов, а толщина – двадцать футов и которые наверху были достаточно широки, чтобы по ним могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. В этих стенах было «сто ворот, целиком сделанных из бронзы»… «Теперь эта стена – внешняя, а другая стена проходит по всему периметру внутри, и она почти такая же прочная, как и первая…» Царский дворец был городом в миниатюре, древним кремлем, украшенным сказочными висячими садами, одним из семи чудес света. Над огромным золотым храмом Ваала поднималась высокая башня, где знаменитые халдейские астрологи предсказывали затмения и составляли карты влияния планет на судьбу человека. Большое искусственное озеро снабжало водой огромное население города, под руслом реки проходил туннель. Такие гигантские постройки озадачили бы наших современных архитекторов и строителей; они доказывают, что вавилоняне достигли превосходного уровня развития строительного искусства и, по крайней мере, в некоторых отношениях были высокоцивилизованными.

Именно при описании обычаев Вавилона Геродот забавляет нас – и себя – больше всего. В книге 1 он пишет:

Они приносят своих больных на рыночную площадь (так как они не пользуются услугами врачей), и всякий, кто сам уже болел чем-то похожим или видел кого-то другого с такой болезнью, подходит к больному и дает совет, как излечить его недуг. Не разрешается проходить мимо молча, не спросив, какая хворь мучает больного.

Причина большинства болезней кроется в разуме; наши больницы полны людей нездоровых умственно. Исповедь хороша как для тела, так и для души; вместо еще большей путаницы, вносимой психиатрами, страдающий мучительной болезнью может найти исцеление у таких же больных, которые вылечили себя сами. Публичная терапия, как в Вавилоне, быть может, спасла бы наше здравоохранение, но где бы мы поставили кровати с больными на наших улицах?

У вавилонян не любили докторов. Мафусаил и его товарищи жили достаточно долго и без них. В 1780 г. до н. э. один из знаменитых законов Хаммурапи гласил:

Если хирург нанес господину серьезную рану бронзовым ножом и тем самым вызвал смерть господина… то хирургу будет отрублена рука.

В Вавилоне было много одноруких хирургов. В наше время у нас их могло бы быть больше, если бы мы приняли у себя такое правосудие.

Наш век охвачен идеей секса; сексуальные расстройства, противозачаточные таблетки, поразительная рождаемость представляют большую угрозу, чем водородная бомба. Две тысячи лет человеческого опыта научили вавилонян разумно относиться к сексу. Жителям Вавилона не были нужны «кухонные» драмы, порнографические романы, эротическая обнаженность и ночные клубы, чтобы утолить свои страсти. Юристы не зарабатывали на разводах; готовые на все молодые женщины не выставляли себя напоказ; никаких девочек по вызову, «куколок», возбужденных клиентов. Мудрые древние вавилоняне предлагали разумное, удовлетворительное решение всех сексуальных вопросов без лицемерия нашего современного мира. Мудрый исследователь человеческой натуры Геродот, зная достоинства и пороки мужчин и женщин, бесстрастно замечает:

Каждая женщина этой страны должна хоть раз в своей жизни пойти в храм Афродиты и лечь с незнакомым мужчиной. А многие из тех, кто считает негожим якшаться с «низами» и высокомерны по причине своего богатства, подъезжают к храму в крытых повозках и ждут в них; а за ними следует большая свита. Но большинство делает так: они сидят в храме Афродиты, надев на голову венец из веревки. И там всегда много женщин, так как одни приходят, а другие уходят. И они стоят вдоль оживленных улиц, протянувшихся во всех направлениях, по которым ходят чужеземцы и выбирают. Когда женщина там садится, она не уходит домой, пока незнакомец не бросит ей на колени деньги и не ляжет с ней в храме. Когда он бросает ей деньги, он должен сказать ей так: «Я прошу тебя именем богини Милитты». (В настоящее время Милиттой ассирийцы называют Афродиту.) И сумма денег может быть любая, и женщина никогда не откажется от нее (потому что ей это не разрешается, так как эти деньги священные); она следует за тем, кто первый бросил ей на колени деньги, не презирая никого. Но когда он лег с ней и она исполнила свой долг перед богиней, она уходит домой, и после этого ты уже ничего не можешь дать ей такого, чтобы завлечь ее. Женщины, хоть сколько-нибудь обладающие красотой и достоинством, уходят быстро. А те, что некрасивы, ждут долго, не имея возможности исполнить закон; некоторые ждут даже три или четыре года» (том 1).

Женщины в Вавилоне были независимы и пользовались сексуальной свободой. У мужчины по закону была только одна жена, но он мог иметь наложниц – обычай, против которого не возражали и сами женщины: делить с кем-то мужа лучше, чем оставаться одной. В Вавилоне не было неудовлетворенных старых дев или одиноких вдов. Если женщина хотела сексуального удовлетворения, она могла получить его без стыда.

Когда люди из космоса хотят оказать воздействие на ход развития человечества, на Землю может спуститься один из них и стать отцом какого-нибудь героя, рожденного земной женщиной, подобно мифологическому Зевсу. Но иногда инопланетяне могут оставить своего собственного младенца, чтобы его усыновили на Земле в избранном окружении и он мог вырасти и творить историю с помощью из космоса. Многие «плоды Венеры», оставленные у порога дома, возможно, являются младенцами с планеты Марс. События, описанные в Библии, наводят на мысль о том, что инопланетяне проявляли особый интерес к Ближнему Востоку приблизительно в 800 г. до н. э., и особенно к делам Вавилона.

Приблизительно в 800 г. до н. э. в Вавилоне правила величайшая царица всего Древнего мира Шаммурамат, известная как Семирамида, чудо света которой и по сей день завораживает нас. Египтологи превозносят царицу Хатшепсут, соблазненную Соломоном, – возможно, царицу Савскую. Гомер воспевает Елену, красота которой «спустила на воду тысячу кораблей и сожгла высокие башни Илиона». Вергилий идеализирует Дидону (героиня античной мифологии. – Пер.), которая умерла из-за любви, оплакивая Энея. И все же ни одна из этих царственных женщин не связана настолько с магией и тайной, как сказочная Семирамида, царица золотого Вавилона. Даже ленивый Россини, который обычно писал в постели, сочинил в ее честь блестящую оперу – официальное признание, в котором он отказал капризной Елене.

Семирамиду считали дочерью богини рыб Атарьятис и Оаннеса, бога мудрости, который, по словам Бероса, принес в Вавилон цивилизацию. Атарьятис в космическом скафандре, как и ее муж, могла тоже выглядеть как рыба. Говорили, что их новорожденную дочь Семирамиду чудесным образом кормили голуби, которые, возможно, являются символом космических кораблей, до тех пор, пока ее не нашел Симмас, пастух царского стада. Это удочерение похоже на истории других известных найденышей – Саргона, Моисея и Кира, которые оказались людьми с замечательной судьбой, любимыми богами. Семирамида была воспитана при дворе вавилонского царя в его утонченном обществе и, возможно, получила тайные знания от магов (жреческая каста в Персии и Мидии. – Пер.). В 811 г. до н. э. Вавилон был завоеван царем Ассирии Нином, основателем Ниневии, известным в истории как Шамши-Адад V, который в ходе мастерски проведенных военных кампаний опустошил большую часть Азии. Покорив Мидию, он напал на Бактрию (историческая область в Средней Азии и Северном Афганистане. – Пер.). Семирамида благоразумно вышла замуж за Менона, одного из полководцев Нина, и вместе с ним совершала замечательные подвиги во время войны с Бактрией, что быстро привлекло к ней внимание царя. Говорят, что Менон совершил самоубийство в подозрительно подходящий момент для его амбициозной жены. Ее прославленная красота и яркая личность пленили Нина, который вскоре женился на ней. Охваченный страстью,

Нин прожил лишь столько, чтобы стать отцом их сына Ниньяса, а потом тоже удачно умер, оставив Семирамиду императрицей своих огромных владений. Семирамида устроила своему мужу фантастические похороны и похоронила его под огромным курганом высотой якобы более мили и такой же площадью, одной из типичных огромных построек, которые она возводила в Вавилонии. Даже Шекспир спустя тысячи лет был впечатлен этим потрясающим мавзолеем. В его «Сне в летнюю ночь» ткач Боттом с приятелями разыгрывают шуточную трагедию о Пираме и Фисбе у «гробницы старого Нинни», неся такой вздор, что монарх, должно быть, переворачивается в своей могиле.

И вот царица Семирамида приступила к застройке Вавилона дворцами, храмами и сточными канавами, по которым вода уходила во время разливов Евфрата, – деяния, заслужившие похвалу от Геродота. Некоторые предания приписывают ей возведение знаменитых висячих садов, хотя другие авторитеты предполагают, что их построил Навуходоносор для любимой жены, тосковавшей по своей покрытой зеленью родине. Обновив свою собственную страну, Семирамида почувствовала желание преобразовать и соседние страны. Она вторглась в Египет, Эфиопию и Ливию. Когда уже не осталось народов, которые можно было завоевать, подобно Александру пять веков спустя, Семирамида обратилась к Индии. Говорят, что для этого предприятия Семирамида собрала войско, включающее 3 000 000 пехотинцев, 500 000 всадников, 100 000 колесниц и 2000 кораблей, построенных мастерами с Кипра и из Финикии. Даже с поправкой на сильное преувеличение это, безусловно, была самая громадная экспедиционная армия во всем Древнем мире. Планирование, снабжение продовольствием и материально-техническое обеспечение такой экспедиции, вероятно, можно соотнести с нападением союзных войск на захваченную Гитлером Европу 6 июня 1944 года. Семирамида разбила наголову индийского царя Страбробата в морском сражении, уничтожив тысячу его кораблей; ее инженеры построили мост через Инд, и эта воинственная царица повела свое огромное войско в сердце Индии. Нехватку слонов она компенсировала механическими слонами, которые были воссозданы из шкур и столь походили на живых, что настоящие слоны обманулись, но ненадолго. Даже в те далекие времена слоны были сообразительными; они могли быть близорукими животными, но очень быстро понимали, что занимаются сексом с механической партнершей. Страбробат перешел в контрнаступление, и Семирамида была вынуждена отступить из этой неприступной страны, потеряв большую часть своей армии.